Что выбирать: изделия из драгоценных металлов, созданные талантливым ювелиром или совершенный аскетизм?

shutterstock_360510704Иногда говорят, что в сакральном искусстве «дух создает форму». Считается, что произведения сакрального искусства должны создаваться непосредственно руками человека — ведь именно человек был создан по образу Божию и является сонаследником Царствия Небесного. Кроме того, подобные произведения может создавать не каждый. Для этого нужно принимать участие в жизни Церкви, иметь достаточно глубокие знания о Ее традициях и глубокую связь с Богом. Только в таком случае переживаемое мастером духовное вдохновение будет передаваться другим через его произведения. Во время работы такой мастер молится и просит Бога о помощи; это не обязательно должна быть какая-либо установленная устная молитва, а просто неслышное и почти неосознанное обращение к Богу, пронизанное любовью к своему Создателю. Именно такая любовь одухотворяет произведение, делает его «живым», а такое произведение скорее всего вызовет отклик в душе другого человека.

Кроме того, как бы мы ни спорили о превосходстве формы над содержанием, в конце концов все-таки придется признать, что в данном случае они неразрывно связаны между собой. Чем совершеннее форма, чем она лучше с технической точки зрения, тем точнее и глубже она отражает содержание. Поэтому мастер, обладающий определенным талантом и соответствующими техническими навыками — тщательно и ответственно изучающий особенности религиозных символов и их историю, выбирающий наиболее подходящий для них вид, цвет или драгоценный металл, придерживающийся наиболее высоких стандартов качества – наверняка сумеет лучше передать смысл этих символов.

Следует помнить и о том, что внешняя красота сакрального изделия или использование при его изготовлении дорогих материалов по себе не свидетельствуют о недостатке уважения к данному символу, как не свидетельствуют и о попытке его «обмирщить» и лишить истинного духовного смысла. Наоборот, во многих древних сакральных культурах красота — в том числе и чувственная (зримая, осязаемая) — считалась одним из проявлений духовности. Соответственно, комплекты ювелирных изделий часто использовались не только для украшения – они также помогали людям познавать мир и отображать его в символической форме, а вместе с тем и сливаться с ним, ощущать себя неотъемлемой его частью. Это давало людям древности определенную духовную защиту. Церковь не пыталась отвергнуть эту идею, а, напротив, переняла ее, придав ей еще более важное духовное значение. Например, в Византийской империи образ Св. Креста мог присутствовать не только в виде большого и богато украшенного нагрудного креста. Иногда его изображали и на других ювелирных изделиях (таких, как серьги, кольца, браслеты) и даже на некоторых предметах домашнего обихода. Тем самым земная, повседневная жизнь освящалась, становилась более одухотворенной. На Руси по случаю особых торжеств женщины иногда носили нарядные кресты, подходившие к их праздничному убору. Возможно, подобные традиции стоило бы возродить и в наше время.

navigation arrow to top

Should we choose items made from precious metals by a talented jeweler, or altogether abstain from wearing any religious jewellery?

shutterstock_360510704Sometimes it is said that in religious art “the spirit creates form”. It is believed that such art must be made directly by human hands, as humans were created in God’s image and inherited the Kingdom of God. Moreover, not everyone can create them. To do so, one has to take part in Church life, to possess sufficient knowledge of the Church tradition and a strong relationship with God. Only then will the spiritual inspiration experienced by the artist be conveyed to others through their work. While working, such an artist prays and asks God for help; it does not necessarily have to be a set oral prayer, just a silent and almost unconscious appeal to God, permeated with love for one’s Creator. It is this love that gives spiritual meaning to the work of art and makes it “come alive”, and it is this art that is most likely to stir the soul of a fellow human being.

In addition, no matter how long we debate the greater importance of content as opposed to form, in the end we will have to admit that in this particular case the two are inextricably linked. The more perfect and superior the form, the deeper and more precisely it can express a particular content. Therefore, an artist with a genuine talent as well as the relevant technical skills, one who carefully and responsibly studies the peculiarities and history of religious symbols, selects the most preferable shape, color or precious metal for them and adheres to the highest quality standards, will be more capable of conveying their meaning.

It should also be remembered that a work of religious art can be beautiful or made from expensive materials; in itself, this does not indicate that the artist was disrespectful toward this particular symbol or made an attempt to “secularize” it and strip away its true spiritual meaning. On the contrary, in many ancient sacral cultures, beauty was regarded as a manifestation of spirituality, and sensual (palpable or visible) beauty was no exception. Accordingly, sets of jewelry served not only to enhance wearer’s appearance, but also to help them learn about the surrounding world and find a symbolic expression for its complexity. This, in turn, helped the wearer feel at one with the world and to perceive themselves as an integral part of the universe. This awarded ancient humans a certain degree of spiritual protection. Rather than rejecting this idea, the Church appropriated it and endowed it with an even greater spiritual significance. For example, in the Byzantine Empire, a massive and ornate pectoral on someone’s chest was by far not the only form in which one could encounter the Holy Cross. The same sign was sometimes depicted on other jewelry (such as earrings, belts or bracelets) and even on some household items. This helped sanctify earthly, everyday life and to give it a spiritual quality. On feast days and other special occasions, women in medieval Russia would sometimes wear beautifully decorated crosses that matched their festive clothes. Traditions like these could be worth reviving in our times.

navigation arrow to top